Методическая подготовка будущих бакалавров образования профиля «Информатика» к работе по выявлению и развитию одаренности учащихся в области информационных технологий (на примере Республики Тыва)

Куулар, Долаана Орлан-ооловна

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы методической подготовки буду-
щих бакалавров образования профиля «Информатика» к работе по
выявлению и развитию одаренности тувинских школьников в об-
ласти информационных технологий
1.1. Одаренность в области информационных технологий и ее признаки 17
1.2. Национальные особенности тувинских школьников ……………… 30
1.3. Структура и содержание методической готовности будущих бака-
лавров к работе по выявлению и развитию одаренности в области ин-
формационных технологий тувинских учащихся ……………………… 38
1.4. Структурно-логическая модель методической подготовки бакалав-
ра к выявлению и развитию одаренности в области информационных
технологий ………………………………………………………………… 52
Выводы по первой главе …………………………………………………… 61

ГЛАВА 2. Реализация методической подготовки будущих бакалав-
ров образования профиля «Информатика» к работе по выявлению
и развитию одаренности учащихся в области информационных
технологий
2.1. Комплекс методико-ориентированных учебных курсов по выявле-
нию и развитию одаренности в области информационных технологий
тувинских учащихся ………………………………………………………. 63
2.2. Содержательно-технологический аспект методической подготовки
будущих учителей информатики …………………………………………. 74
2.3. Методика использования учебно-методических задач с националь-
но-региональным компонентом …………………………………………… 85
Выводы по второй главе …………………………………………………… 104

ГЛАВА 3. Оценка методической готовности будущих бакалавров
образования профиля «Информатика» к работе по выявлению и
развитию одаренности учащихся в области информационных тех-
нологий
3.1. Показатели и критерии оценивания методической готовности .….. 106
3.2. Констатирующий эксперимент по выявлению недостатков в работе
со способными учащимися ………………………………………………. 111
3.3. Реализация поискового и результирующего этапов эксперимента по
оценке методической готовности .……………………………………….. 126
Выводы по третьей главе …………………………………………………… 141

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………… 143
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК использованной литературы 145
ПРИЛОЖЕНИЯ …………………………………………………………… 171

Актуальность исследования. В последние годы в нашей стране рост инте-
реса к проблеме одаренности приобрел характер устойчивой тенденции. Потреб-
ность в высококвалифицированных, творчески одаренных специалистах постоян-
но растет во всех промышленно развитых странах. Поддержка одаренных детей
составляет одну из важнейших задач развития современного отечественного обра-
зования, которая решается на государственном уровне, выделена в качестве прио-
ритетного направления социально-экономического развития России и отражена в
следующих документах:
 Постановление Правительства Российской Федерации №751 от 4 октября
2000 года «О национальной доктрине образования в Российской Федерации», где
ожидаемые результаты развития системы образования датируются 2025 годом
[170];
 «Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых
талантов», утвержденная Президентом РФ 3 апреля 2012 года [73];
 Распоряжение Правительства РФ № 2765-р от 29 декабря 2014 года «О
Федеральной целевой программе развития образования на 2016–2020 годы» [184];
 Постановление Правительства РФ от 17 ноября 2015 г. № 1239 «Об утвер-
ждении Правил выявления детей, проявивших выдающиеся способности, сопро-
вождения и мониторинга их дальнейшего развития» [171] и др.
Во всех этих документах в качестве основной цели, стоящей перед системой
образования, выступает развитие ребенка как личности, его способностей и твор-
ческого потенциала.
В то же время наше государство ведет активную политику по развитию от-
расли информационных технологий и вхождению в глобальное информационное
общество, о чем также свидетельствует ряд нормативных документов: Государ-
ственная программа Российской Федерации «Информационное общество (2011–
2020 гг.)», «Стратегия развития информационного общества в Российской Феде-
рации на 2017–2030 гг.», «Стратегия развития отрасли информационных техноло-
гий в Российской Федерации на 2014–2020 годы и на перспективу до 2025 года»,
где говорится о том, что отрасль информационных технологий занимает в соци-
ально-экономическом развитии страны особое место, поэтому планируется обес-
печить ее кадрами в необходимом объеме и качестве [185].
Интенсивная информатизация многих сфер человеческой деятельности поз-
воляет говорить нам сегодня о важной роли информационных технологий и ода-
ренных людей в области информационных технологий, способствующих соци-
ально-экономическому развитию страны, о том, что высококвалифицированные
кадры в области информационных технологий определяют конкурентоспособ-
ность России в мире во многих областях. В связи с этим актуальна проблема под-
готовки будущих бакалавров образования профиля «Информатика» к работе по
выявлению и развитию одаренных детской одаренности, решение которой впо-
следствии может увеличить шанс появления квалифицированных отечественных
IT-специалистов. Эту проблему необходимо рассматривать не только в масштабах
России, но и в контексте культурно-образовательной среды регионов, в том числе
Республики Тыва, что объясняется рядом обстоятельств. Тувинские дети, а впо-
следствии и студенты имеют этнопсихологические, этнокультурные, этносоцио-
культурные особенности, при наличии которых создаются своеобразные старто-
вые психофизиологические условия для выявления одаренности как отличитель-
ного признака, личностно выделяющего обучаемого в детском коллективе. Тра-
диционные организационные формы и методы обучения не в полной мере учи-
тывают региональную, этнопсихологическую, национально-культурную специ-
фику субъектов образовательного процесса, а тем более специфику послевузов-
ской профессиональной деятельности учителя тувинской школы.
Под одаренностью в области информационных технологий будем понимать
системное качество личности, представляющее единство четырех взаимосвязан-
ных и взаимообусловленных компонентов: мотивационного, когнитивного, лич-
ностного и креативного, позволяющее достичь высоких по сравнению с другими
детьми незаурядных результатов в деятельности, связанной с поиском, обработ-
кой, хранением и передачей информации с помощью компьютера и информаци-
онно-коммуникационных технологий.
Одаренность как научный феномен подвергался философскому осмысле-
нию в трудах Аристотеля [11], И. Канта [65], Д. Локка [119], Платона [167] и др.
Огромный вклад в осмысление сущности, природы, структуры, типов одаренно-
сти внесли психолого-педагогические работы Ю.Д. Бабаевой [15], Д.Б. Богояв-
ленской [22], Л.А. Венгера [36], Н.С. Лейтеса [115], А.И. Савенкова [197], Б.М.
Теплова [217], М.А. Холодной [236], В.Д. Шадрикова [245] и др.
Общетеоретическим основам профессиональной подготовки педагогиче-
ских кадров к работе с одаренными детьми посвящены исследования Г.М. Ай-
дархановой, А.В. Жигайлова, Т.Г. Мороза, Г.В. Тарасовой, Ю.Ю. Удычака и др.
Проблемам подготовки будущего учителя к работе с одаренными учениками в
определенной предметной области посвящены исследования С.И. Васениной
(изобразительное искусство), О.М. Кулибаба (математика), Н.Г. Новиковой (ин-
форматика), Е.В. Пажитневой (химия), О.С. Парц (дополнительное образование),
А.Е. Руденко (программирование) и др. Научно-методические аспекты професси-
ональной подготовки будущих учителей информатики раскрыты в исследованиях
О.В. Бурносовой [30], Б.М. Дриня [58], М.А. Коджешау [71], П.М. Тапышпана
[211] и др. Вопросам анализа содержания системы методической подготовки учи-
теля информатики в педагогическом вузе посвящены исследования Т.А. Боронен-
ко, Т.В. Добудько, А.А. Кузнецова, Э.И. Кузнецова, М.П. Лапчика, А.В. Могиле-
ва, В.И. Пугача, М.И. Рагулиной, И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера, М.В. Швецкого и
др.
Добавим, что по данным Института оценки качества образования Республи-
ки Тыва целенаправленная работа по выявлению и развитию одаренных детей в
области информационных технологий в школах республики практически не ве-
дется, многие способные дети остаются наедине с собой, так как методически
грамотных и компетентных в этой области учителей информатики очень мало
[157]. По результатам анкетирования констатирующего этапа нашего исследова-
ния многие учителя информатики отмечают недостаточность вузовской методи-
ческой подготовки для решения профессиональных задач, связанных с работой с
одаренными в области информационных технологий учащимися. В деятельности
учителей в основном преобладают традиционные формы и методы обучения, ко-
торые не позволяют раскрывать и развивать потенциал одаренных учащихся. В
соответствии с федеральным базисным учебным планом (БУП) 2004 г. (с учетом
последних изменений и дополнений 2012 г.) на предмет «Информатика и ИКТ»
отводится 1 час в неделю (в 8-х, 10-х, 11-х классах) за исключением 9 класса – 2
часа в неделю. В Республике Тыва в русскоязычных 5–7 классах

Настоящее диссертационное исследование, выполненное на материале
Республики Тыва, представляет посвящено решению проблемы методической под-
готовки будущего бакалавра информатики к работе по выявлению и развитию
одаренности в учащихся в области информационных технологий. В ходе исследо-
вания полностью решены поставленные задачи, подтверждена гипотеза и получены
следующие результаты:
1. На основе проведенного анализа психолого-педагогической литерату-
ры, специфики образовательной среды профессиональной деятельности будущего
бакалавра информатики уточнена структура и содержание методической готовно-
сти будущего бакалавра образования профиля «Информатика» к работе по
выявлению и развитию одаренности тувинских школьников в области
информационных технологий.
2. На основании данных, полученных в процессе констатирующего эта-
па эксперимента, определены психолого-педагогические условия методической
подготовки тувинских студентов – будущих бакалавров профиля «Информатика»
к работе по выявлению и развитию одаренности в учащихся в области
информационных технологий. В соответствии с психолого-педагогическими
условиями разработана методика подготовки к работе с одаренными тувинскими
детьми. Установлено, что успешность обучения и студентов и учеников, которых
будут обучать данные студенты, став учителями информатики, возможна только
в том случае, когда в процессе обучения учитываются национальные особенности
обучающихся, а именно: этнопсихологические, этнокультурные и этносоциокуль-
турные особенности.
3. С позиций компетентностного, этнопедагогического и деятельностного
подходов разработана и обоснована структурно-логическая модель, выступающая
в роли «образа» разработанной на этой основе методики. В результате практиче-
ской реализации модели обеспечивается комплексное формирование компонентов
методической готовности к работе с одаренными детьми: мотивационного, когни-
тивного, деятельностного и рефлексивного. Степень успешности обучения зави-
сит от полноты реализации каждого блока модели и находится в тесной взаимо-
связи и взаимозависимости с компонентами методической готовности. Ядром ме-
тодико-ориентированных учебных курсов является дисциплина «Тьюторская ра-
бота с одаренными школьниками», изучаемый параллельно с дисциплиной «Ме-
тодика обучения информатике» и педагогической практикой.
4. Разработанная методика основывается на применении смешанной фор-
мы обучения, реализации приема параллельного обучения дисциплинам методи-
ческой подготовки с использованием регионального материала, метода погруже-
ния, учебно-методических задач с национально-региональной тематикой, которые
способствовали повышению уровня методической готовности будущего бакалав-
ра образования профиля «Информатика» к работе по выявлению и развитию
одаренности в области информационных технологий с одаренными тувинскими
учащимися.
5. Экспериментально подтверждена эффективность разработанной методи-
ки подготовки будущих бакалавров образования профиля «Информатика» к рабо-
те по выявлению и развитию одаренности в учащихся в области информационных
технологий.
Возможные направления дальнейшего исследования могут быть связаны с
уточнением и дополнением компонентов модели методической подготовки; раз-
работкой и реализацией новых инновационных методов и организационных форм
учебной деятельности будущих бакалавров образования профиля «Информатика»
с одаренными и способными в области информационных технологий школьника-
ми.
Библиографический

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    [telegram]

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Глеб С. преподаватель, кандидат наук, доцент
    5 (158 отзывов)
    Стаж педагогической деятельности в вузах Москвы 15 лет, автор свыше 140 публикаций (РИНЦ, ВАК). Большой опыт в подготовке дипломных проектов и диссертаций по научной с... Читать все
    Стаж педагогической деятельности в вузах Москвы 15 лет, автор свыше 140 публикаций (РИНЦ, ВАК). Большой опыт в подготовке дипломных проектов и диссертаций по научной специальности 12.00.14 административное право, административный процесс.
    #Кандидатские #Магистерские
    216 Выполненных работ
    Логик Ф. кандидат наук, доцент
    4.9 (826 отзывов)
    Я - кандидат философских наук, доцент кафедры философии СГЮА. Занимаюсь написанием различного рода работ (научные статьи, курсовые, дипломные работы, магистерские дисс... Читать все
    Я - кандидат философских наук, доцент кафедры философии СГЮА. Занимаюсь написанием различного рода работ (научные статьи, курсовые, дипломные работы, магистерские диссертации, рефераты, контрольные) уже много лет. Качество работ гарантирую.
    #Кандидатские #Магистерские
    1486 Выполненных работ
    Анастасия Л. аспирант
    5 (8 отзывов)
    Работаю в сфере метрологического обеспечения. Защищаю кандидатскую диссертацию. Основной профиль: Метрология, стандартизация и сертификация. Оптико-электронное прибост... Читать все
    Работаю в сфере метрологического обеспечения. Защищаю кандидатскую диссертацию. Основной профиль: Метрология, стандартизация и сертификация. Оптико-электронное прибостроение, управление качеством
    #Кандидатские #Магистерские
    10 Выполненных работ
    Евгений А. доктор, профессор
    5 (154 отзыва)
    Более 40 лет занимаюсь преподавательской деятельностью. Специалист в области философии, логики и социальной работы. Кандидатская диссертация - по логике, докторская - ... Читать все
    Более 40 лет занимаюсь преподавательской деятельностью. Специалист в области философии, логики и социальной работы. Кандидатская диссертация - по логике, докторская - по социальной работе.
    #Кандидатские #Магистерские
    260 Выполненных работ
    Кормчий В.
    4.3 (248 отзывов)
    Специализация: диссертации; дипломные и курсовые работы; научные статьи.
    Специализация: диссертации; дипломные и курсовые работы; научные статьи.
    #Кандидатские #Магистерские
    335 Выполненных работ
    Сергей Е. МГУ 2012, физический, выпускник, кандидат наук
    4.9 (5 отзывов)
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым напра... Читать все
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым направлениям физики, математики, химии и других естественных наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    5 Выполненных работ
    Олег Н. Томский политехнический университет 2000, Инженерно-эконо...
    4.7 (96 отзывов)
    Здравствуйте! Опыт написания работ более 12 лет. За это время были успешно защищены более 2 500 написанных мною магистерских диссертаций, дипломов, курсовых работ. Явл... Читать все
    Здравствуйте! Опыт написания работ более 12 лет. За это время были успешно защищены более 2 500 написанных мною магистерских диссертаций, дипломов, курсовых работ. Являюсь действующим преподавателем одного из ВУЗов.
    #Кандидатские #Магистерские
    177 Выполненных работ
    Анна Александровна Б. Воронежский государственный университет инженерных технол...
    4.8 (30 отзывов)
    Окончила магистратуру Воронежского государственного университета в 2009 г. В 2014 г. защитила кандидатскую диссертацию. С 2010 г. преподаю в Воронежском государственно... Читать все
    Окончила магистратуру Воронежского государственного университета в 2009 г. В 2014 г. защитила кандидатскую диссертацию. С 2010 г. преподаю в Воронежском государственном университете инженерных технологий.
    #Кандидатские #Магистерские
    66 Выполненных работ
    Александр О. Спб государственный университет 1972, мат - мех, преподав...
    4.9 (66 отзывов)
    Читаю лекции и веду занятия со студентами по матанализу, линейной алгебре и теории вероятностей. Защитил кандидатскую диссертацию по качественной теории дифференциальн... Читать все
    Читаю лекции и веду занятия со студентами по матанализу, линейной алгебре и теории вероятностей. Защитил кандидатскую диссертацию по качественной теории дифференциальных уравнений. Умею быстро и четко выполнять сложные вычислительные работ
    #Кандидатские #Магистерские
    117 Выполненных работ

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету

    Творческое развитие младших школьников в условиях коллективного музицирования на свирели
    📅 2021год
    🏢 ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования»