ЭкспертМиК / Статьи / / / Особенности научного стиля речи

Особенности научного стиля речи

В избранное

Содержание главы

Цель научного текста

Научный текст, в том числе текст научной статьи, пишется для того, чтобы максимально лаконично и информативно донести полученные научные результаты. Информация в тексте должна быть представлена логично, структурированно, корректно. Все предъявляемые положения должны быть обоснованы. Таким задачам отвечает научный стиль речи.

Сферы употребления научного стиля

Поскольку научный стиль лаконично передает информацию и факты, его использование предпочтительно для написания научных работ, монографий, статей, учебных и методических пособий.

Признаки научного стиля речи

Для научного стиля характерны следующие признаки:

  • монологичность, отсутствие личных местоимений;
  • использование специальных терминов;
  • сложность синтаксических конструкций;
  • строгая логичность изложения;
  • точность и объективность фактов;
  • отвлеченность и обобщенность;
  • отсутствие выразительных средств речи.

Языковые особенности научного стиля

В текстах, написанных научным стилем, выделяются специфические морфологические признаки: особенности употребления слов и терминов.

  • не используются глаголы в 1-2 лице единственного числа (в научном тексте не используются слова «Я исследовал…»);
  • часто применяются отглагольные существительные, они позволяют описать изучаемые процессы и явления;
  • незначительное использование прилагательных. Признаки и характеристики предметов и явлений выражаются количественным образом, это требование объективности;
  • не используются восклицательные и вопросительные частицы и междометия;
  • используются цепочки слов в родительном падеже: «Установление зависимости длины волны рентгеновских лучей атома».

Особенности синтаксиса научных текстов

Конструкция предложений в научном тексте состоит из основной и придаточной части. Именно сложноподчиненные предложения позволяют описать выявляемые в исследовании зависимости явлений и процессов.

Предложения в научном тексте строятся для отражения причинно-следственных связей, поэтому часто используются такие союзы как: «потому что», «оттого что», «так как», «так что», «лишь только», «как будто», «с тех пор как», «в связи с тем что», «для того чтобы».

Часто используются неопределенно-личные местоимения. Основная часть предложения выражена одним словом: «полагаю», «представляю», «считаю».

Часто используются безличные («известно, что…»), определенно-личные («рассмотрим проблему…») предложения.

Активно используются вводные конструкции: «По мнению автора»; «как отмечает автор»; «во-первых»; «во-вторых»; «с одной стороны»; «с другой стороны»; «например»; «напротив»; «итак»; «таким образом».

Рисунок 1. Пример научного текста

В примере 1 продемонстрировано использование вводных и связующих конструкций.

Рисунок 2. Пример научного текста

В примере 2 видно, что автором используются обезличенные формулировки, специальная терминология. Текст конкретен и положения аргументированы.

Ответы на вопросы

Пояснять значение термина нужно только в том случае, если он используется в нетрадиционном значении или контексте.

Для акцентирования используют такие языковые средства как указательные местоимения (В данном случае, этот процесс.), различные вводные конструкции и средства связи (Вначале попытаемся…; сказанное, разумеется, не означает…; как мы уже знаем…; как было подчёркнуто…)

Личные местоимения в текстах, написанных научным стилем, не применяются. Используются только обезличенные структуры.

Обновлено20 августа 2023
👈 ПРЕДЫДУЩАЯ СТАТЬЯ
Какие документы регулируют оформление статей Для публикации в журнале или интернет-изда...
Читать
СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ 👉
Зачем нужна четкая структура в научной статье Основная цель научной статьи – донести ин...
Читать