Положение религиозных общин на юге Западной Сибири в контексте советской и российской государственно-конфессиональной политики в середине 1960-х–2000 г.

Дворянчикова Наталья Сергеевна
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Введение ……………………………………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Государственно-конфессиональная политика и ее реализация в
отношении религиозных общин на юге Западной Сибири в середине
1960-х – середине 1970-х гг……………………………………………………………………… 34
1.1. Государственно-правовое регулирование положения религиозных
общин. ……………………………………………………………………………………………….. 34
1.2. Атеистическая пропаганда как элемент государственно-
конфессиональной политики……………………………………………….67
Глава 2. Государственная политика в отношении религиозных общин
юга Западной Сибири во второй половине 1970-х – 1985 г. ………………….. 81
2.1. Деятельность религиозных общин на юге Западной Сибири …………. 81
2.2. Атеистическая пропаганда на юге Западной Сибири как элемент
государственно-конфессиональной политики СССР …………………………. 109
Глава 3. Изменение государственно-конфессиональной политики и ее
реализация на юге Западной Сибири в 1985–1991 гг………….…………127
3. 1. Государственно-правовое регулирование положения религиозных
общин…………………………………………………………………….…127
3.2. Религиозные общины и их деятельность в регионе…………………135
Глава 4. Особенности деятельности религиозных объединений в
Российской Федерации в 1992–2000 гг. .. ……………………………………………… 155
4.1. Формирование новых принципов государственно-конфессиональных
отношений в Российской Федерации в конце XX в. …………………………… 155
4.2. Государственное регулирование регистрации и деятельности
религиозных общин на юге Западной Сибири в 1992–2000 гг. …………… 165
4.3. Социальная и культурно-просветительская деятельность религиозных
организаций юга Западной Сибири в 1992–2000 гг……………………..202
Заключение ………………………………………………………………………………………….. 224
Список сокращений …………………………………………………………………………….. 228
Список источников и литературы ………………………………………………………. 229
Приложения …………………………………………………………………………………………. 274

Во введении обосновывается актуальность исследования и
рассматривается степень разработанности проблемы, сформулированы
цель и задачи, определены объект и предмет, территориальные и
хронологическиерамки,представленыметодологияиметоды
исследования,произведенанализиспользованныхисточников,
охарактеризованы научная новизна, практическая значимость, степень
достоверности результатов, приведены сведения об апробации, изложены
положения, выносимые на защиту и структура работы.
В главе 1. Государственно-конфессиональная политика и ее
реализация в отношении религиозных общин на юге Западной Сибири
в середине 1960-х – середине 1970-х гг. рассмотрена реализация
государственно-конфессиональной политики в регионе, а также вопросы
законодательного регулирования деятельности религиозных организаций,
проанализированы методы и формы атеистической пропаганды.
Впараграфе1.1.Государственно-правовоерегулирование
положения религиозных общин рассматривается влияние принятых
органами советской власти законов на государственно-конфессиональную
политику и положение религиозных общин. С середины 1960-х гг.
отношение к религиозным общинам страны стало постепенно изменяться.
Однако в сложной ситуации находились так называемые сектантские
объединения. В период с середины 1960-х гг. до середины 1970-х гг.
прекратилось закрытие религиозных общин и храмов. При этом
большинство религиозных общин юга Западной Сибири, закрытых ранее,
не было зарегистрировано. Отличительной чертой указанного периода
стало увеличение количества отправлений религиозных обрядов.
Середина 1970-х гг. была отмечена определенным положительным
сдвигом в отношениях правящей партии и советского государства к
религиозным проблемам. Перемены, наметившиеся в государственно-
конфессиональной политике, были вызваны подписанием Хельсинского
соглашения по безопасности и сотрудничеству в Европе в 1975 г.,
содержащего положения об уважении прав и основных свобод человека,
включая свободу совести, религий и убеждений. В результате некоторые
религиозные объединения получили регистрацию.
В параграфе 1.2. Атеистическая пропагандакакэлемент
государственно-конфессиональнойполитики рассмотрены главные
формы и методы атеистической пропаганды, проводимой на юге Западной
Сибири в середине 1960-х – середине 1970-х гг.
С середины 1960-х гг. советские органы власти отказались от
жестких антирелигиозных установок в атеистической работе. Главную
роль в распространении атеистических знаний на юге Западной Сибири
играло Всесоюзное общество «Знание». Общество имело отделения на
местах. Основной функцией региональных отделений Общества являлись
чтениелекцийдляширокихслоевнаселениянаатеистические,
исторические и естественно-научные темы, а также проведение вечеров
вопросов и ответов.
В исследуемый период Алтайское и Новосибирское отделения
общества «Знание» использовали следующие организационные формы
атеистической работы: советы атеистов, подвижные группы атеистов,
индивидуальная форма работы с верующими, вечера вопросов и ответов,
тематические вечера, атеистические «кинолектории». Наряду с этими
формами продолжали действовать оправдавшие себя массовые формы
пропаганды научного атеизма, такие как радио, печать, кинопоказы на
антирелигиозную тематику.
В главе 2. Государственная политика в отношении религиозных
общин юга Западной Сибири во второй половине 1970-х – 1985 г.
исследована государственно-конфессиональная политика органов власти в
отношении религиозных общин, а также положение, деятельность и
правовой статус конфессий.
В параграфе 2.1. Деятельность религиозных общин на юге
Западной Сибири проанализировано положение религиозных общин в
регионе.
С середины 1970-х гг. происходит изменение государственно-
конфессиональных отношениях в СССР в целом и на юге Западной
Сибири в частности. С принятием новой Конституции СССР в 1977 г.
произошло смягчение отношения к религиозным организациям в стране. В
Алтайском крае и Новосибирской области с 1977 г. начали переводить на
легальное положение не только организации ВСЕХБ, но и общины РПЦ,
ранее лишенные регистрации, общины АСД, старообрядцев.
Со второй половины 1970-х гг. произошло увеличение численности
духовенства в регионе. Необходимо отметить, что в исследуемый период в
определенной степени произошло увеличение доходов в православных
храмах, в старообрядческой и мусульманской общинах.
С середины 1980-х гг. в СССР начинается процесс коренных
изменений в отношениях между государством и религией. Постепенно
снимаются ограничения на деятельность конфессиональных объединений,
действовавших на протяжении многих лет нелегально. В начале 1980-х гг.
на юге Западной Сибири легально начинают действовать несколько
лютеранских общин, АСД и несколько менонитских общин.
В параграфе 2.2. Атеистическая пропаганда на юге Западной
Сибири как элемент государственно-конфессиональной политики
СССР рассмотрена атеистическая пропаганда, которую вели советские
органы для ликвидации религиозных верований.
С середины 1970–1985 гг. в атеистической пропаганде не было
разработано ни одного нового направления. В исследуемый период
продолжали действовать формы и методы антирелигиозной пропаганды,
которые использовались ранее. Главную роль в распространении
атеистических знаний продолжало играть общество «Знание». После
принятия новой Конституции 1977 г. общество стало проводить массовую
работу по разъяснению прав религиозных общин и верующих. СМИ и
радио играли важную роль в распространении атеистических знаний во все
периоды истории пропаганды. После принятия новой Конституции СССР
1977 г. радиолекции стали носить более просветительский характер.
Лекторы затрагивали вопросы истории религий, нового законодательства,
права и свободы религиозных общин и верующих.
Атеистическая пропаганда к середине 1980-х гг. пошла на спад,
происходилипостепенноеуменьшениеколичествалекцийна
материалистическуютематик.Кначалу1980-хгг.атеистическая
пропаганда на юге Западной Сибири велась в районах эпизодически либо
вовсе не велась.
Вглаве3.Изменениегосударственно-конфессиональной
политики и ее реализация на юге Западной Сибири в 1985–1991 гг.
рассмотреныизменениявконфессиональнойполитике,вопросы
законодательного регулирования деятельности религиозных организаций,
а также положение конфессий на юге Западной Сибири.
Впараграфе 3.1. Государственно-правовое регулирование
положения религиозных общин проанализировано правовое положение
религиозных общин в регионе в период «Перестройки».
Политическийкурспериода«Перестройки»предполагал
либерализацию не только политической системы, гласность в средствах
массовойинформации,нотакжеисмягчениегосударственно-
конфессиональных отношений. С 1987 г. прослеживается смягчение
позиции Совета по делам религий. Так, Совет по делам религий предлагал
руководству страны пересмотреть законодательство о культах. Совет
предлагал признать за общинами право ведения религиозной пропаганды,
воспитания детей в религиозном духе, право на совершение религиозных
обрядов на дому и в больнице.
Важным событием в религиозной жизни христиан являлось
празднование на государственном уровне Тысячелетия Крещения Руси.
Наканунепразднованияпрослеживаетсяувеличениечисленности
зарегистрированных православных церквей.
В апреле 1988 г. Совет по делам религий внес в Совет Министров
СССР законопроект «О свободе совести и религиозных организациях в
СССР».Подготавливаемыйзаконбылпризванликвидировать
существовавшую в советском государстве дискриминацию верующих
граждан и конфессий. Стоит отметить, что принятый в 1990 г. Закон «О
свободе вероисповеданий» содержал спорные положения, которые
впоследствии планировалось урегулировать.
В параграфе 3.2. Религиозные общины и их деятельность в
регионерассмотренысоциально-экономическоеидемографическое
положение,культоваяимиссионерскаядеятельностьрелигиозных
объединений юга Западной Сибири.
Вторая половина 1980-х гг., характеризовалась курсом на ускорение
социально-экономическогоразвитиястраныиполучиланазвание
«Перестройка». Преобразования также коснулись положения религиозных
общиннатерриторииюгаЗападнойСибири.Определенным
доказательством перемен, происходивших, в том числе на юге Западной
Сибири, послужило государственное масштабное празднование в 1988 г.
Тысячелетия Крещения Руси. Именно в данный период происходила
активизация духовной жизни и деятельности религиозных организаций.
В конце 1980-х гг. органы советской власти активно регистрировали
православные общины. Так, в Новосибирской области в период с 1987 по
1989 гг. было зарегистрировано 6 православных общин. На 1991 г. в
Новосибирской области уже официально действовали 30 православных
общин.
В главе 4. Особенности деятельности религиозных объединений в
РоссийскойФедерациив1992–2000гг.изученыизмененияв
государственно-конфессиональной политике, проанализировано создание
государственныхоргановповзаимодействиюсрелигиозными
объединениями,возрождениерелигиознойжизни,активизация
миссионерской и социальной деятельности конфессий.
Впараграфе4.1.Формированиеновыхпринципов
государственно-конфессиональныхотношенийвРоссийской
Федерации в конце XX в. проанализировано правовое положение
конфессий, а также создание на федеральном уровне органов власти,
регулирующих религиозную деятельность.
В 1993 г. была принята новая Конституция Российской Федерации,
которая соответствовала нормам международного права, относящимся к
регулированию и обеспечению свободы совести. В данный период можно
говорить о формировании законодательства о свободе совести в
Российской Федерации. В 1997 г. был принят закон № 125-ФЗ «О свободе
совести и о религиозных объединениях», который регламентировал
деятельность религиозных общин, право на получение религиозного
образования, конкретизировал демократические принципы и т. д. При этом,
несмотря на заявленные демократические принципы, закон утверждал
иерархию религий с признанием особой роли православия в истории
России, наряду с декларацией уважительного отношения к христианству,
исламу, буддизму, иудаизму и другим религиям.
Перемены в советском обществе в период «Перестройки» оказали
огромное влияние на деятельность Совета по делам религий. Так, еще в
1991 г. Совет по делам религий Совета Министров СССР был лишен
регистрационных,распорядительныхиконтролирующихфункций.
Функцией Совета по делам религий стало обеспечение права граждан на
свободу совести. На федеральном уровне были созданы структуры,
выполнявшие его функции.
В параграфе 4.2. Государственное регулирование регистрации и
деятельности религиозных общин на юге Западной Сибири в 1992–
2000гг.изученвопросорегиональныхорганахвласти,
регламентирующих деятельность религиозных объединений, а также
особенности регистрации и создания религиозных общин.
Период1992–2000гг.характеризуетсягармонизацией
государственно-конфессиональнойполитики.Важнымаспектом
конфессиональнойполитикигосударстваявлялосьсоздание
государственных исполнительных органов, регистрация религиозных
объединений, возврат церковного имущества.На территории юга
Западной Сибири создавались новые органы государственной власти,
которые реализовывали государственно-конфессиональную политику в
регионах. Так, в 1992 г. при администрации Новосибирской области был
созданКомитетпосвязямсрелигиозными,национальнымии
благотворительными организациями.
В Республике Алтай осуществление взаимодействия с религиозными
организациями входило в полномочия отдела по информационной и
национальной политике, общественным связям, который действовал в
структуре Министерства культуры Республики Алтай.
Кроме того, в исследуемый период происходит значительное
увеличение количества действующих религиозных объединений. Так, в
Новосибирской области к 1994 г. действовало уже 195 религиозных общин.
Приэтомтолько94общины,т. е.50%,былиофициально
зарегистрированыгосударственнымиорганамиифункционировали
легально. Наибольшее количество религиозных общин, в том числе и
зарегистрированных, относилось к РПЦ.
В Алтайском крае в рассматриваемый период также наблюдалась
активизация религиозной жизни. К концу XX в. в Алтайском крае
действовали240религиозныхобъединений15-тиразличных
конфессиональных направлений, из них 147 церквей РПЦ. К 2000 г. в
Республике Алтай официально действовало 20 православных церквей.
В параграфе 4.3. Социальная и культурно-просветительская
деятельность религиозных организаций юга Западной Сибири в 1992–
2000 гг. была изучена социальная, благотворительная и просветительская
деятельность конфессий на территории юга Западной Сибири.
В начале 1990-х гг. происходит формирование правовых основ
конфессиональнойполитики,которыеспособствовалиактивизации
деятельности и социального служения религиозных объединений. В
изучаемый период существенно возросло общее число религиозных общин,
а также связанных с ними благотворительных, миссионерских и
просветительских центров.
Масштабную социальную деятельность развернули религиозные
организации во всех регионах России, в том числе на юге Западной
Сибири. В частности, в Новосибирской области РПЦ в исследуемый
периодактивнозанималасьблаготворительнойдеятельностьюв
исправительных учреждениях, детских домах, больничных учреждениях,
домах престарелых, наркологических диспансерах. Следует подчеркнуть,
чтокромеРусскойправославнойцерквиблаготворительной
деятельностью занимались и другие конфессии.
В заключении подведены итоги исследования. Государственно-
конфессиональные отношения на юге Западной Сибири в середине 1960-х
гг. – 2000 г. в связи с трансформацией в социально-экономической сфере, а
затем и со сменой политического строя претерпевали изменения.
С середины 1960-х гг. характер государственно-конфессиональных
отношений стал постепенно изменяться как в стране в целом, так и на юге
Западной Сибири. Воздействие на верующих стало носить более мягкий
характер, утверждалась необходимость «соблюдения законности» по
отношению к религиозным общинам. Однако при этом на юге Западной
Сибири также имелись случаи «отказа в регистрации» некоторым
религиозным объединениям. Стоит отметить, что в исследуемый период на
юге Западной Сибири продолжались гонения на Совет церквей ЕХБ и
пятидесятников.
С принятием новой Конституции СССР в 1977 г. в стране произошло
некое смягчение отношения к религиозным организациям, однако
продолжалигосподствоватькомандно-административныеметоды
осуществления свободы совести, которые не устраивали верующих.
Необходимо отметить, что в середине 1960-х – начале 1980-х гг. заметно
увеличились доходы в православных храмах, в старообрядческой,
мусульманской и иудейской общинах. Кроме того, происходит увеличение
численности и уровня образования священнослужителей в общинах РПЦ.
Антирелигиозная пропаганда в начале «брежневского» периода
пошла на спад и стала носить естественно-научный характер. На юге
Западной Сибири большую работу по распространению научного атеизма
вело общество «Знание», Комиссия содействия контролю за соблюдением
законодательства о религиозных культах, краевой (областной) отдел
здравоохранения, медицинские и учебные учреждения. К концу 1970-х гг.
власть настойчиво требовала от регионов активизации атеистической
работы и усиления воздействия на общественное сознание.
С середины 1980-х гг. в СССР начинается процесс коренных
изменений в отношениях между государством и религией. С этого времени
начинается процесс легализации деятельности религиозных общин юга
Западной Сибири, действовавших на протяжении многих лет нелегально.
В 1980-е гг. на юге Западной Сибири получают регистрацию несколько
лютеранских общин, адвентисты седьмого дня, несколько менонитских
общин. Следует отметить, что в этот период общины Совета церквей
евангельских христиан-баптистов и пятидесятники были настроены против
легализации деятельности, так как регистрация шла в разрез с их
вероучением.
Эпохальным событием в истории государственно-конфессиональных
отношений стало празднование Тысячелетия Крещения Руси в 1988 г.
Данноесобытиеспособствовалоустановлениюдиалогамежду
государством и церковью, а также оживлению религиозной жизни в
регионах юга Западной Сибири.
25 октября 1990 г. был принят Закон РСФСР «О свободе
вероисповеданий», который стал очередным поворотным моментом в
развитии конфессиональной политики. В рассматриваемый период
государство предпринимает попытки налаживания отношений с разными
религиозными общинами в регионах.
Период1992–2000гг.характеризуетсягармонизацией
государственно-конфессиональных отношений, утверждением реальной
свободы совести, созданием системы религиозного образования и
социального служения религиозных объединений. Принятая в декабре
1993 г. Конституция РФ стала результатом демократических перемен.
Закрепленный в Конституции принцип равенства всех религий перед
законом не решал все вопросы, связанные с деятельностью религиозных
организаций. Результатом стала разработка и принятие 26 сентября 1997 г.
Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях».
На юге Западной Сибири в 1992–2000 гг. происходит процесс
возрождениярелигиознойжизни.Прослеживаетсяувеличение
численности религиозных организаций разных конфессий, религиозных
центров, количества проводимых религиозных обрядов, рост числа
священнослужителей, а также наблюдался процесс возврата церковного
имущества. В связи со смягчением государственно-конфессиональной
политики на территории юга Западной Сибири распространялся ряд новых
длярегиональнойисториирелигиозныхтечений.Религиозные
организации,помимобогослужебнойдеятельности,инициативно
включилисьвосуществлениесоциальногослужения,духовно-
нравственного воспитания молодого поколения, благотворительной и
культурно-просветительской деятельности.

Актуальность темы исследования. История государственно-
конфессиональных отношений является одной из популярных тем в
последние годы для отечественной историографии. Данная тенденция
обусловлена, во-первых, важной ролью, которую играют религиозные
организации в жизни российских граждан, а во-вторых, возрастающим
влиянием церкви на общество. Изучение положения религиозных
организаций в прошлом, а также взаимоотношений государства и конфессий
может содействовать в будущем созданию более совершенной модели
государственно-конфессиональных отношений, способствующей
разрешению проблем и инцидентов на межконфессиональной почве.
Религиозное возрождение в 1990-е гг. затронуло все религиозные
направления, как присутствующие в России долгое время, так и новые
религиозные движения, которые появились после распада СССР. Распад
Советского Союза, смена конфессиональной политики, переосмысление роли
и судьбы конфессий обусловили формирование новой модели
взаимоотношений между государством и религиозными объединениями .
Характерная черта религиозного «ренессанса» заключается в быстром
увеличении количества религиозных общин, числа верующих, а также в
восстановлении культовых зданий, закрытых ранее. Тем самым произошло
кардинальное изменение роли конфессий в жизни общества.
С каждым годом религиозные объединения активизируют свою
деятельность в миссионерском направлении, образовании, воспитании
подрастающего поколения, социальном служении, также стоит отметить,
тенденцию политизации ряда конфессий. Религиозные объединения стали
важным элементом социальной структуры российского общества. Однако
стоит отметить, что современная государственно-конфессиональная модель
далека от идеала. Подобная тенденция сопровождается возникновением ряда
проблем в регулировании государственно-конфессиональной политики, а
также конфликтов на религиозной почве. Стоит отметить, что исследование
исторического опыта государственно-конфессиональных отношений в
советский и постсоветский периоды представляет большой научный интерес.
Современное состояние государственно-конфессиональных отношений
юга Западной Сибири является результатом длительного исторического
процесса. Юг Западной Сибири исторически является
многоконфессиональным и многонациональным регионом. В данной
диссертационной работе анализируется реализация государственно-

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    [telegram]
    Читать

    Публикации автора в научных журналах

    Атеистическая пропаганда на Алтае как элемент государственно-конфессиональной политики в 1964–1982 гг.
    П. К. Дашковский, Н. С. Дворянчикова // Религиоведение. – 2– № – С. 47–(1,1 п. л., в т. ч. автора 0,7 п. л.)
    Н. С. Дворянчикова//ИзвестияАлтайскогогосударственногоуниверситета. – 2– № 3 (107). – С. 35–(0,7 п. л.)
    С. В. Беликов,Н. С. Дворянчикова,Е. А.Шершнева//ИзвестияАлтайскогогосударственного университета. – 2– Вып. – С. 13–(0,7 п. л., вт. ч. автора 0,3 п. л.)
    П. К. Дашковский, Н. С. Дворянчикова// Народы и религии Евразии. – 2– Вып. 3–4 (12–13). – С. 99–(1,5п. л., в т. ч. автора 0,75 п. л.)
    С. В. Беликов, Н. С. Дворянчикова,Е. А. Шершнева // Народы и религии Евразии. – 2– Вып. 2 (19). – С.100–(1 п. л., в т. ч. автора 0,4 п. л.)
    Н. С. Дворянчикова //Ломоносовские чтения на Алтае: фундаментальные проблемы науки иобразования: сборник научных статей Международной конференции. –Барнаул, – 2– С. 1931–1(0,2 п. л.)
    Деятельность протестантских общин на территории Алтайского края в середине 1970-х – 1980-е гг.
    Н. С. Дворянчикова//ИзвестияАлтайскогогосударственногоуниверситета. –2– № 5 (103). – С. 35–(0,7 п. л.)
    Религиозные процессы в Алтайском крае в контексте государственно-конфессиональной политики СССР в середине1950-х – начале 1980-х гг.
    П. К. Дашковский, Н. С. Дворянчикова //Религиозный ландшафт Западной Сибири и сопредельных регионовЦентральнойАзии:коллективнаямонография/подред.П. К. Дашковского. – Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2– Т. II: XX век. – С.75–(22,5 п. л., в т. ч. автора 1 п. л.)
    Функции и задачи уполномоченных Совета по делам религий в 1964–1982 гг. (на примере Алтайского края)
    Н. С. Дворянчикова // Актуальные вопросы истории Алтая: сборникнаучных статей. – Барнаул: Пять плюс, 2– С. 104–(0,5 п. л.)
    Положения протестантских общин Алтайского края в 1953–1964 гг.
    Н. С. Дворянчикова // Материалы 53-йМеждународной научной студенческой конференции МНСК-2–Новосибирск, 2– С. 148–(0,2 п. л.)
    Деятельность общества «Знание» и комиссии содействия в антирелигиозной пропаганде в середине 1960 –начале 1970 гг. (на примере Алтайского края)
    Н. С. Дворянчикова //Этнокультурныеиэтносоциальныепроцессывтрансграничномпространстве России и Центральной Азии: материалы Международнойнаучной конференции / отв. ред. П. К. Дашковский. – Барнаул, 2– С.325–(0,3 п. л.)
    Некоторые особенности атеистической пропаганды и внедрение советской обрядности в Алтайском крае в 1954–1963 гг. (научная статья)
    Н. С. Дворянчикова // Молодежь и наука:региональные и глобальные интересы: материалы Междунар. студ. науч.-практ. конф.: в 5 томах / под науч. ред. Ш. А. Курманбаевой. – Семей,2– Т. – С. 130–(0,25 п. л.)
    К проблеме проведения атеистической пропаганды государственными органами на юге Западной Сибири в середине 1960-х гг. – начале 1980-х гг.
    Н. С. Дворянчикова, Е. А.Шершнева // Материалы Первого алтаистического форума «Тюрко-монгольский мир Большого Алтая: историко-культурное наследие исовременность». – Барнаул, 2– С. 173–(0,2 п. л., в т. ч. автора 0,1п. л.)
    Празднование 1000-летия КрещенияРуси в Алтайском крае
    Н. С. Дворянчикова, Е. А. Шершнева // Религиякак фактор взаимодействия цивилизаций: труды IV конгресса российскихисследователей религии. – Благовещенск, 2– С. 309–(0,4 п. л., вт. ч. автора 0,2 п. л.)
    Мусульманские общины на Алтае в 1964–1985гг. в системе государственного регулирования религиозных процессов
    Е. А. Шершнева, Н. С. Дворянчикова, Н. С. Гончарова //Социальнаяинтеграцияиразвитиеэтнокультурвевразийскомпространстве. – 2–Т. – № – С. 264–(0,3 п. л., в т. ч. автора 0,1п. л.)
    Некоторые особенности положения христианских общин в Алтайском крае в 1953–1964 гг.
    Н. С.Дворянчикова // Материалы Международного молодежного научногофорума «ЛОМОНОСОВ-2015» / отв. ред. А. И. Андреев, А. В. Андриянов,Е. А. Антипов. – М., 2[Электронный ресурс]. URL: https://lomonosov-msu.ru/archive/Lomonosov_2015/data/7080/uid85760_report.pdf. (0,2 п. л.)
    Положение протестантских общин юга Западной Сибири в середине 1970-х начале 1980-х гг.
    Н. С. Дворянчикова//МатериалыМеждународногомолодежногонаучногофорума«ЛОМОНОСОВ-2020» / отв. ред. И. А. Алешковский, А. В. Андриянов,Е. А. Антипов. – М.: МАКС Пресс, 2[Электронный ресурс]. URL:https://lomonosov-msu.ru/archive/Lomonosov_2020/data/18989/108930_uid85760_report.pdf. (0,2 п. л.)
    Положение протестантских общин Алтайского края в 1964–1977 гг.
    Н. С. Дворянчикова // Ломоносовскиечтения на Алтае: фундаментальные проблемы науки и образования:сборник научных статей Международной конференции / отв. ред.Е. Д. Родионов. – Барнаул, 2– С. 1981–1(0,2 п. л.)
    Антирелигиозная пропаганда в СМИ в Алтайском крае в 1954–1964 гг. (по материалам региональной газеты «Алтайская правда»)
    Н. С. Дворянчикова // Ломоносовские чтения наАлтае: фундаментальные проблемы науки и образования: сборникнаучных статей Международной конференции. – Барнаул, 2– С. 2556–2(0,2 п. л.)

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Анна В. Инжэкон, студент, кандидат наук
    5 (21 отзыв)
    Выполняю работы по экономическим дисциплинам. Маркетинг, менеджмент, управление персоналом. управление проектами. Есть опыт написания магистерских и кандидатских диссе... Читать все
    Выполняю работы по экономическим дисциплинам. Маркетинг, менеджмент, управление персоналом. управление проектами. Есть опыт написания магистерских и кандидатских диссертаций. Работала в маркетинге. Практикующий бизнес-консультант.
    #Кандидатские #Магистерские
    31 Выполненная работа
    Татьяна М. кандидат наук
    5 (285 отзывов)
    Специализируюсь на правовых дипломных работах, магистерских и кандидатских диссертациях
    Специализируюсь на правовых дипломных работах, магистерских и кандидатских диссертациях
    #Кандидатские #Магистерские
    495 Выполненных работ
    Александра С.
    5 (91 отзыв)
    Красный диплом референта-аналитика информационных ресурсов, 8 лет преподавания. Опыт написания работ вплоть до докторских диссертаций. Отдельно специализируюсь на повы... Читать все
    Красный диплом референта-аналитика информационных ресурсов, 8 лет преподавания. Опыт написания работ вплоть до докторских диссертаций. Отдельно специализируюсь на повышении уникальности текста и оформлении библиографических ссылок по ГОСТу.
    #Кандидатские #Магистерские
    132 Выполненных работы
    Логик Ф. кандидат наук, доцент
    4.9 (826 отзывов)
    Я - кандидат философских наук, доцент кафедры философии СГЮА. Занимаюсь написанием различного рода работ (научные статьи, курсовые, дипломные работы, магистерские дисс... Читать все
    Я - кандидат философских наук, доцент кафедры философии СГЮА. Занимаюсь написанием различного рода работ (научные статьи, курсовые, дипломные работы, магистерские диссертации, рефераты, контрольные) уже много лет. Качество работ гарантирую.
    #Кандидатские #Магистерские
    1486 Выполненных работ
    Татьяна П.
    4.2 (6 отзывов)
    Помогаю студентам с решением задач по ТОЭ и физике на протяжении 9 лет. Пишу диссертацию на соискание степени кандидата технических наук, имею опыт годовой стажировки ... Читать все
    Помогаю студентам с решением задач по ТОЭ и физике на протяжении 9 лет. Пишу диссертацию на соискание степени кандидата технических наук, имею опыт годовой стажировки в одном из крупнейших университетов Германии.
    #Кандидатские #Магистерские
    9 Выполненных работ
    Дарья С. Томский государственный университет 2010, Юридический, в...
    4.8 (13 отзывов)
    Практикую гражданское, семейное право. Преподаю указанные дисциплины в ВУЗе. Выполняла работы на заказ в течение двух лет. Обучалась в аспирантуре, подготовила диссерт... Читать все
    Практикую гражданское, семейное право. Преподаю указанные дисциплины в ВУЗе. Выполняла работы на заказ в течение двух лет. Обучалась в аспирантуре, подготовила диссертационное исследование, которое сейчас находится на рассмотрении в совете.
    #Кандидатские #Магистерские
    18 Выполненных работ
    Сергей Е. МГУ 2012, физический, выпускник, кандидат наук
    4.9 (5 отзывов)
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым напра... Читать все
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым направлениям физики, математики, химии и других естественных наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    5 Выполненных работ
    Петр П. кандидат наук
    4.2 (25 отзывов)
    Выполняю различные работы на заказ с 2014 года. В основном, курсовые проекты, дипломные и выпускные квалификационные работы бакалавриата, специалитета. Имею опыт напис... Читать все
    Выполняю различные работы на заказ с 2014 года. В основном, курсовые проекты, дипломные и выпускные квалификационные работы бакалавриата, специалитета. Имею опыт написания магистерских диссертаций. Направление - связь, телекоммуникации, информационная безопасность, информационные технологии, экономика. Пишу научные статьи уровня ВАК и РИНЦ. Работаю техническим директором интернет-провайдера, имею опыт работы ведущим сотрудником отдела информационной безопасности филиала одного из крупнейших банков. Образование - высшее профессиональное (в 2006 году окончил военную Академию связи в г. Санкт-Петербурге), послевузовское профессиональное (в 2018 году окончил аспирантуру Уральского федерального университета). Защитил диссертацию на соискание степени "кандидат технических наук" в 2020 году. В качестве хобби преподаю. Дисциплины - сети ЭВМ и телекоммуникации, информационная безопасность объектов критической информационной инфраструктуры.
    #Кандидатские #Магистерские
    33 Выполненных работы
    Анна С. СФ ПГУ им. М.В. Ломоносова 2004, филологический, преподав...
    4.8 (9 отзывов)
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания... Читать все
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания и проверки (в качестве преподавателя) контрольных и курсовых работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    16 Выполненных работ

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету

    Всесоюзное добровольное общество любителей книги (1974-1992): «организованное чтение» в контексте позднего советского общества
    📅 2022год
    🏢 ФГАОУ ВО «Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет)»
    Динамика коммемораций Н. М. Ядринцева в 1894 – 1994 гг.
    📅 2022год
    🏢 ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет»
    Польские военнопленные в лагерях Центральной России, 1919-1922 годы
    📅 2022год
    🏢 ФГБОУ ВО «Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского»